О найденных в лесу в районе д. Починок Демянского района фрагментах самолета поисковикам отряда «Находка» экспедиции «Долина» сообщили лесозаготовители. Недалеко от выделенной им делянки они обнаружили достаточно хорошо сохранившиеся фрагменты боевого самолета: лонжероны крыльев и бронекапсулу кабины. Зимой 2016 года поисковики отряда «Находка» провели две разведывательные экспедиции с целью поиска самолёта, но удалось их разыскать только 26 марта 2017 года. Марку машины установили сразу – легендарный советский штурмовик Ил-2 ранней одноместной модели. К сожалению, замёрзший болотистый грунт не позволил тогда предметно обследовать обломки машины.
- Первые две экспедиции завершились безрезультатно из-за высокого снежного покрова, полностью укрывшего самолет, хотя искали тщательно, даже медведя спугнули. Край малонаселенный, лесисто-болотистая местность труднопроходима, много рек, через которые приходилось наводить переправы для ГТТ, - рассказал командир ПО «Находка» Александр Морзунов. – Самолет удалось найти, когда снег сошел и оголил почти полностью сохранившуюся бронекапсулу штурмовика. Лонжероны крыльев и низ кабины находились в еще толстом слое льда, поэтому затрудняли обследование машины. Но сохранность конструкции достаточно редкая, видимо, пилот сумел сесть в болото на вынужденную, а лес вокруг вырос уже после войны.
Радость ценной находки была омрачена тем, что над самолетом когда-то «потрудились» собиратели металлолома. От двигателя остался один только коленвал, с крыльев была содрана вся дюралевая обшивка. Первое обследование кабины показало, что самолет сильно горел, все алюминиевые детали кабины превратились в расплавленные бесформенные слитки. Для поиска деталей с номером машины надо было ждать более теплой погоды. Поисковиков поддержал врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин, он заинтересовался находкой и решил лично принять участие в следующей экспедиции к Ил-2. Выезд для детального обследования обломков машины, поиска номерных агрегатов для установления судьбы лётчика и его имени наметили на 23 апреля.
- Утро дня экспедиции не сулило нам ничего хорошего, циклон принес в Новгородскую область снег, и пейзаж вокруг больше напоминал зимнюю картинку, - сказал председатель Совета командиров поисковой экспедиции «Долина» Игорь Неофитов. – Путь к месту падения самолета предстоял долгий, из-за труднопроходимой местности расстояние до Ил-2 в 15 километров ГТТ преодолеет лишь за пару часов. С учетом обильных осадков и низкой температуры такие выезды даже для бывалых поисковиков - не прогулки. Но все были уверены, что экспедиция пройдет успешно.
Все в сборе. На инструктаже по технике безопасности в одном строю с поисковиками врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин, при посадке на ГТТ занимает место на «броне». Два часа пути через настоящие буреломы, две форсированные реки. Сухих на «броне» нет, от воды с еловых лап не спасают даже противодождевые куртки. Экспедиция прибыла к месту падения самолета. Среди деревьев из воды торчит бронекапсула и часть лонжеронов крыльев штурмовика. По колено в воде поисковики начинают обследование места щупами. Почти сразу находят одно оторвавшееся при посадке шасси. Тросом цепляют за бронекабину к ГТТ и немного приподнимают всю сохранившуюся конструкцию. В одном крыле показывается авиационная пушка с загнутым от удара стволом, во втором - убранное второе шасси. Тут и находят то, ради чего организовывалась эта экспедиция – сохранившийся кусок дюраля с пластиной номера боевой машины. Болото укрыло этот артефакт от сборщиков металлолома.
Александр Морзунов говорит, что теперь дело за архивными специалистами и историками советской авиации. Они помогут узнать принадлежность боевой машины и установить судьбу ее пилота. Если выясниться, что летчик не вернулся с боевого вылета, то в мае проведут еще одну экспедицию с целью обнаружения сохранившихся останков пилота.
Еще два часа на обратный путь тем же маршрутом. После экспедиции Андрей Никитин делает запись на своей странице в Фейсбуке: «…Еще раз убедился в том, что наши поисковики - люди самоотверженные и преданные делу».